Мои разработки


ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Учимся анализу поэтического текста



Цель: почувствовать неповторимость лирики на примере стихотворений Есенина, формировать навыки анализа лирического произведения, развивать творческие способности учащихся, вызвать интерес к поэзии.
Ход урока:
                                                                          Самый ничтожный предмет
                                                                          может быть избран стихотворцем;   
                                                                          критике нет нужды разбирать, что  
                                                                          стихотворец описывает,
                                                                          но как описывает.
                                                                                                                 А. Пушкин.
      - Как вы понимаете, что такое анализ?
      - Какое мнение у вас сложилось на уроках по изучению лирических произведений.
Многие думают стихотворения – скука, но они забывают, что это тот род литературы, который может читать души. Через лирику можно понять не только себя, но и других. Поэтому тот, кто любит стихи – мудрый человек, а если пробует их писать, то обладает ещё и даром выражения своих чувств и умозаключений. Возникает вопрос – как, на каких принципах строится стихотворение? Как стихи приходят на ум? Это работа или нет? Существуют ли схемы анализа? С чего начать?
1. История создания
2. Основная идея, тема стихотворения
3.Композиция
4 Ритмическая  организация стиха
5. Язык
6. Интонационно - синтаксический строй.
      1) Самое главное, что нужно сделать – медленно, внимательно прочитать стихотворение (можно даже несколько раз). Это уже анализ.
      2) Задуматься, о чем идет речь. Первое восприятие при анализе может измениться.
      3) Найти особенное, необычное в этом стихотворении, что отличает его от других.
      Рассмотрим это на примере стихотворения С. Есенина «Топи да болота…».
- Все ли слова вам были понятны?
Сейчас давайте обратимся к значению «необычных», порой не совсем понятных слов и в соответствии с открывшимся значением представим какие картины возникают в нашем воображении.
(Топь – топкое, вязкое место). Автор использует близкие по значению слова, синонимы. Зачем?
Плат небес (плат – платок). С кем сравнивается наша земля? (С женщиной).
Тенькает синица (Тенькать – издавать звенящий, прерывистый звук).
Гомон косарей (Гомон – громкий шум от множества голосов, звуков).
Посвист ветряной (Посвист – способ, манера свистеть, свист).
- Какие ассоциации вызывают у вас эти строки?
Внимание: многоточие:
- Как вы думаете, можно ли продолжить этот ряд ассоциаций?
- Обратите внимание на единоначатие последних двух строк. О чем оно говорит?
      «Край ты мой забытый,
      Край ты мой родной! ... »
Вывод: В стихотворении важен каждый знак препинания, значение каждого слова. Анализ заключается в том, чтобы собрать все это воедино и осмыслить найденное. Посмотрим что из этого получится. (Ответы учеников).
Слово учителя.
      Лирический герой восхищается обычной жизнью природы, которую мы видим каждый день, находит в ней неотразимые черты, хотя все лежит на поверхности. Родной край потому и забытый, что мы не замечаем главных его ценностей.
Выводы:
      О стихотворении нельзя сказать: «Это стихотворение я уже прочитал».
Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая для себя новые глубины смыслов. Поэт приобщает вас к своему опыту, но его опытом вам не прожить, если у вас нет собственного.
Стихи останутся рифмованными строчками, если вы не сможете обогатить их своими переживаниями. Поэт совершает открытие человеческой души, а мы открываем себя и людей вообще. Чем глубже будет опыт читателя, тем содержательнее жизнь его духа, тем полнее он будет ощущать себя тоже автором этих строк.
А. Ахматова.   
      И каждый читатель как тайна,
      Как в землю закопанный клад …
Рефлексия
Если вам понравилось занятие, то на листочках нарисуйте человечка:
улыбка,   равнодушие,  разочарование
Что я думаю о поэзии:
1. Заставила меня задуматься!?
2. Испытываю радость, восторг!
3. Мне все равно
4. Подумаю после …
 
Мои уроки
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий