ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Учимся анализу поэтического текста
Цель: почувствовать
неповторимость лирики на примере стихотворений Есенина, формировать навыки
анализа лирического произведения, развивать творческие способности учащихся,
вызвать интерес к поэзии.
Ход урока:
Самый ничтожный
предмет
может быть избран стихотворцем;
критике
нет нужды разбирать, что
стихотворец описывает,
но как описывает.
А. Пушкин.
- Как вы понимаете, что такое анализ?
- Какое мнение у вас сложилось на уроках
по изучению лирических произведений.
Многие думают стихотворения –
скука, но они забывают, что это тот род литературы, который может читать души.
Через лирику можно понять не только себя, но и других. Поэтому тот, кто любит
стихи – мудрый человек, а если пробует их писать, то обладает ещё и даром
выражения своих чувств и умозаключений. Возникает вопрос – как, на каких
принципах строится стихотворение? Как стихи приходят на ум? Это работа или нет?
Существуют ли схемы анализа? С чего начать?
1. История создания
2. Основная идея, тема стихотворения
3.Композиция
4 Ритмическая организация стиха
5. Язык
6. Интонационно -
синтаксический строй.
1) Самое главное, что нужно сделать –
медленно, внимательно прочитать стихотворение (можно даже несколько раз). Это
уже анализ.
2) Задуматься, о чем идет речь. Первое
восприятие при анализе может измениться.
3) Найти особенное, необычное в этом
стихотворении, что отличает его от других.
Рассмотрим это на примере стихотворения
С. Есенина «Топи да болота…».
- Все ли слова вам были понятны?
Сейчас давайте обратимся к
значению «необычных», порой не совсем понятных слов и в соответствии с открывшимся
значением представим какие картины возникают в нашем воображении.
(Топь – топкое, вязкое
место). Автор использует близкие по значению слова, синонимы. Зачем?
Плат небес (плат – платок). С
кем сравнивается наша земля? (С женщиной).
Тенькает синица (Тенькать –
издавать звенящий, прерывистый звук).
Гомон косарей (Гомон – громкий
шум от множества голосов, звуков).
Посвист ветряной (Посвист –
способ, манера свистеть, свист).
- Какие ассоциации вызывают у
вас эти строки?
Внимание: многоточие:
- Как вы думаете, можно ли
продолжить этот ряд ассоциаций?
- Обратите внимание на единоначатие
последних двух строк. О чем оно говорит?
«Край ты мой забытый,
Край ты мой родной! ... »
Вывод: В
стихотворении важен каждый знак препинания, значение каждого слова. Анализ
заключается в том, чтобы собрать все это воедино и осмыслить найденное.
Посмотрим что из этого получится. (Ответы учеников).
Слово учителя.
Лирический герой восхищается обычной
жизнью природы, которую мы видим каждый день, находит в ней неотразимые черты,
хотя все лежит на поверхности. Родной край потому и забытый, что мы не замечаем
главных его ценностей.
Выводы:
О стихотворении нельзя сказать: «Это
стихотворение я уже прочитал».
Стихи можно читать сотни раз,
каждый раз открывая для себя новые глубины смыслов. Поэт приобщает вас к своему
опыту, но его опытом вам не прожить, если у вас нет собственного.
Стихи останутся рифмованными
строчками, если вы не сможете обогатить их своими переживаниями. Поэт совершает
открытие человеческой души, а мы открываем себя и людей вообще. Чем глубже
будет опыт читателя, тем содержательнее жизнь его духа, тем полнее он будет
ощущать себя тоже автором этих строк.
А. Ахматова.
И каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад …
Рефлексия
Если вам понравилось занятие,
то на листочках нарисуйте человечка:
улыбка, равнодушие, разочарование
Что я думаю о поэзии:
1. Заставила меня
задуматься!?
2. Испытываю радость,
восторг!
3. Мне все равно
4. Подумаю после …
Мои уроки
Комментариев нет:
Отправить комментарий